Главная » 2016 » Июль » 26 » Один из нас: творчество Шах Рукх Кхана отображает развитие среднего класса Индии
10:40
Один из нас: творчество Шах Рукх Кхана отображает развитие среднего класса Индии


Один из нас: творчество Шах Рукх Кхана отображает развитие среднего класса Индии.

Шах Рукх Кхан - не просто звезда, которая является олицетворением богатства и успеха, он заставляет нас становиться лучше - через любовь.

Однажды мне приснился Шах Рукх Кхан, и в этом сне ему, как и мне, было 20 лет. Мне снилось, что я должна была встретиться с подругой, ассистентом режиссера фильма, в котором снимался Шах Рукх. Подруга была занята, поэтому он составил мне компанию. Это было похоже на разговор с вашим студенческим увлечением - внутреннее волнение и внешняя невозмутимость. Когда мы расставались, он сказал: "Подожди, какой у тебя номер? Я сделаю звонок, и у тебя останется мой телефон." Наши глаза встретились, и я проснулась. В те дни я не могла себе позволить сотовый телефон. Но когда он появится, в нем обязательно будет номер Шах Рукха. Что может быть лучшим стимулом, чтобы купить мобильник?

Это квинтэссенция мечты о Шах Рукх Кхане, яркой звезде, которая на протяжении 25 лет является символом либерализации. Объединяя прозу и романтику, он пробудил аппетит зрителя к возможности и готовности получения материальных благ - например, сотового телефона в моем сне. Используя свои экранные образы и личную индивидуальнось, Шах Рукх Кхан подталкивал средний класс Индии к освобождению от жёстких ограничений, влекущему за собой новые возможности, культурные и эмоциональные противоречия, страхи и желания.

На экране Шах Рукх танцевал и влюблялся, поднимался и падал, женился и разводился, изменял и даже умирал на фоне пенджабских полей горчицы, в Нью-Йорке, Лондоне и на железнодорожных станциях Европы, предлагая индийцам новое мировоззрение и пути дальнейшего развития. Он предоставил возможность выходцам из Индии прикоснуться к национальным традициям, совершая с помощью кинематографа своеобразное путешествие к своим истокам.

Интегрируя идентичность индийцев во всемирную мобильность, Шах Рукх Кхан не только ознаменовал приход мирового рынка в Индию, но и помог кинопродукции Болливуда проникнуть на зарубежный рынок. Его собственная жизнь является замечательной сказкой: юноша из среднего класса без каких бы то ни было связей поднялся до заоблачных финансовых и культурных высот, благодаря успеху в самом начале своей карьеры. Его герои с экрана призывали индийцев отказаться от устаревших взглядов и принять новые культурные и моральные ценности.

Путешествие Шах Рукх Кхана по миру кинематографа отражает путь определенной части среднего класса Индии, который остался в стороне от преобразований государства в сфере свободного передвижения. Тех, кто не поступил в институты, не пошел на военную или государственную службу, имеет ограниченные связи с общественной жизнью и не придерживается общепринятых правил. Их предпринимательская энергия и разочарование в старой системе занимают центральное место в новом процессе либерализации.

Одной этой статьи недостаточно, чтобы объяснить стойкую приверженность Шах Рукх Кхана либеральной Индии; но, возможно, она полезна для понимания актера, создающего мечту, в которой очевидность, отражающая социально-экономические отношения, переплетается с чувствами, овладевая нашим сознанием и трансформируя его. В своих интервью Шах Рукх Кхан описывает успех не только как конкретную осязаемую цель, ради которой он упорно работал, но и как нечто нематериальное, "нечто, что так связывает с людьми, что это невозможно объяснить. Я всегда говорю, если бы это было возможно описать... (то каждый мог бы это сделать)".

Когда-то телевидение было очаровано кинематографом. А очарование кино, как мы знаем из журнала Stardust, является оборотной стороной смешения феодализма и секса. Звездные сыновья - Санни Деол, Аамир Кхан, Салман Кхан - начинали актерскую карьеру, а звездные дочери выходили замуж. На экране герои ухаживали за девушками простого происхождения, как это делают феодалы. Шах Рукх Кхан показал зрителям совершенно другое кино. Он сделал то, что могут сделать только искусство и любовь. Обычное он сделал экстраординарным. Своими мешковатыми брюками и ямочками на щеках, своей абсолютной непочтительностью и неуловимой усмешкой, своими очками и дерзким кокетством, в сочетании с энергетикой делийца, он поразил экраны телевидения - до того момента достойного, назидательного и способствующего строительству нового государства - своей энергией и индивидуальностью.

Самым главным является то, что он заставил нас любить. Подростки 1980-х годов довольствовались любовью взрослых кузенов и даже родителей, от Риши Капура до Дева Ананда, Амитабха Баччана и Дхармендры. Санджай Датт и Кумар Гаурав были неубедительными вспышками на кинематографическом небосклоне. Шах Рукх подарил нам возможность влюбиться, откровенно и надолго. Наши родители не могли этого понять: "Он похож на обезьяну! Он не может играть!" - восклицали они. Он очаровывал нас, становясь единственным. Мы были готовы бежать за ним.

В таких фильмах, как "Baazigar" и "Darr", герой Шах Рукха был наделен множеством негативных черт - обезумевший влюбленный, маньяк, убийца - качества, которые ранее воплощались актерами, работающими в амплуа злодеев. Кроме того, он был назван антигероем. Его преступления анализировались с точки зрения социальной и классовой несправедливости. Мы боялись его, но безотчетно ему сочувствовали и любили - сложные, неоднозначные эмоции в кино хинди обычно не предназначены для центральных персонажей. Социальный аутсайдер, раненый отказом клуба идеальных мужчин, он поддается гневу. Но, в конце концов, этот персонаж исчезает, чтобы возродиться в более мягком варианте - простака из "Yes, Boss" и "Raju Ban Gaya Gentleman", с той же энергией и неоднозначным отношением к морали. Его добродушный, прагматичный шарм берет верх над богатыми, породистыми мужчинами (в исполнении Дипака Тиджори, Адитьи Панчоли). Желание денег и карьерного роста переставало быть привилегией определенного класса. Что вы выберете, попав в западню, устроенную вам клубом друзей? Самой запоминающейся стала роль в "Kabhi Haan Kabhi Na", где беспечность героя приводит к грустным последствиям, но не делает его неудачником. Оригинальное остроумие и легкость Шах Рукх Кхана заставили нас взглянуть на пиратство и фальсификации (вплоть до металлической рубашки с шестью кубиками в "Badshah") как на милую предприимчивость.

Естественно, он был и влюбленным индийцем, живущим за границей, поддерживающим семейные традиции, от "Dilwale Dulhaniya Le Jayenge" вплоть до всех фильмов Карана Джохара, в которых он снимался. Иногда он примерял на себя патриотический образ, как в "Chak De! India", "Swades" и даже "Dil Se". В итоге наступила та фаза, когда Шах Рукх стал, как это часто случается с легендами, своеобразным символом - актер снимается в фильмах "Om Shanti Om" и "Chennai Express", содержащих ремикс из его старых фильмов. Попутно он постоянно делает ремикс прошлого и современного индийца внутри себя, объединяя их в одну индивидуальность, чтобы иметь возможность управлять психологическими разногласиями, которые подбрасывает меняющаяся культура. По крайней мере, одно из таких внутренних противоречий вращается вокруг этики. Что значит для вас доброта, если возвышенные цели (служение государству, социальная справедливость) заменяются на материальные блага, а чувства жертвенности и самоотречения - на изворотливость и практичность? Каков ваш моральный ориентир?

Моральным ориентиром Шах Рукха была любовь, наполняющая все его фильмы и всех его героев. Это была не просто романтическая любовь, а мировоззрение, которое предполагает индивидуальные этические рамки, позволяющие нам смотреть на любое противостояние любящими глазами, стараясь понять окружающих. Без этой способности мы - только корыстные рабы материального прогресса, безразличные к той боли, которую мы причиняем и тем отношениям, от которых мы отказываемся.

Мы часто рассматриваем "Dilwale Dulhania Le Jayenge" как фильм, культивирующий любовь, отказывая ему в радикальном потенциале. Но мы можем рассматривать эту любовь как силу, сокрушающую старые идеи феодализма, безусловный патриархат, олицетворением которого в фильме является герой Амриша Пури, давая возможность молодежи, в том числе девушкам, свободно мечтать и желать. Чтобы стать современными, внутренне свободными личностями.

Благодаря любви, используя ее, герои Шах Рукх Кхана находят новые решения и ответы. Это создает совершенно иную мужественность, в отличие от раненного, одинокого воина-героя фильмов прошлых лет, где женщины и любовь являются фоном на пути к его героическим победам. Проповедуя идеалы свободы, актер создал пространство для женщин, которые не были благородными идеальными героинями. Невозможно вспомнить женские персонажи из фильмов Салмана Кхана и Аамира Кхана, которые занимали бы важное место на экране, а не находились в тени главного героя. Но мы помним героинь Шах Рукх Кхана. Их причуды и желания, сросшиеся брови и акценты, их красоту и очарование. Невозможно представить Девдаса без Паро, Чандрамукхи и даже матери Паро. В финале "Chennai Express" герой Шах Рукха просит отца Мины принять ее желания. Даже в "Chak De! India" тренер и женская команда неудачников и аутсайдеров нуждаются друг в друге, чтобы победить.

В нашем мире женщина с амбициями - это не странно, эгоистично или неженственно, а естественно и желательно. Ее мир не замыкается на домашнем очаге, она является полноправным партнером в отношениях и сексуальной страсти. Но Шах Рукх отвергает такое буквальное выражение освобождения, как банальный поцелуй. Он пользуется своими фирменными приемами, которые лучше всего видно в фильме "Dil Toh Pagal Hai" - целуя возлюбленную в изгиб шеи, он не менее сексуален и заставляет поверить, что раздающий такие поцелуи знает, как доставить женщине удовольствие. Остается ли за кадром Шах Рукх Кхан таким же коктейлем мужественности и женственности, каким зритель видит его на экране - в ванне с лепестками роз или держащим сумку Аннушки Шарма, сидя на заднем сиденье мотоцикла - чтобы в своем доме любить женщину, со всей силой женской и мужской энергии?.. Вызывая фантазии о страстном, но безрассудном романе, Шах Рукх доставляет удовольствие и губит целое поколение женщин, делая их открытыми для любви к мужчине.

Тем не менее, в последнее время, когда обратная сторона либерализации становится более отчетливой, а мечта обнажает свою жестокую, нереальную сторону, отношения Шах Рукх Кхана с его аудиторией начали давать сбои. Это проявилось во время выхода на экраны не лишенной недостатков, но удивительной и фантастической картины "Fan". В основе отношения поклонника к звезде лежит (вспоминая героя Шах Рукха в "Darr") азарт обладания на основе ложного обещания - философия, не создающая никакой связи. Это опустошающая страсть подменяет собой любовь и окружающий мир (в частности, в фильме нет значительных женских образов). Звезда советует поклоннику жить полноценной жизнью, которая наполнена любовью, работой, семьей и обществом. Символически убивая бывшего фаната, не убил ли Шах Рукх Кхан и то, чем когда-то был он сам? Надеется ли он на новые образы, благодаря которым сможет вернуться обновленным?

Это важный вопрос, потому что если значение Шах Рукх Кхана для общества было ограничено его символической функцией в эпоху либерализации, он мог бы исчезнуть раньше. Его постоянно меняющиеся образы, подобно многоликому Вишну (возможно, по счастливому совпадению его фильмы всегда выходят на Дивали, праздник, связанный с наиболее почитаемым образом Вишну, Рамом), говорят о его важности и фундаментальном значении для индийцев и даже всех жителей Южной Азии. Определяющим качеством Шах Рукх Кхана является гетерогенность. Его способность держать в уме несколько идей, являясь своеобразным отражением дуализма - уникальным и неописуемым, публичным и закрытым, мужественным и женственным, рядовым и глобальным, прямым и эксцентричным, хинди и урду, интеллектуальным и страстным, красивым и добрым, индивидуалистом и гражданином - выполняет важную функцию. Лучшим доказательством его политических взглядов является то, как он относится к своему мусульманству - открыто, без постоянных напоминаний о светскости общества. Шах Рукх Кхан играл мусульманские образы, сталкивающиеся с политическими последствиями принадлежности к этой идентичности ("My Name is Khan", "Chak De! India"), не выдвигая религиозную принадлежность на первый план, жестко отстаивая равноправное признание таких определений как индийский мусульманин и мусульманин-индиец.

Возможно, ответ будет заключаться в "Raees", где, по-видимому, зритель увидит нового Шах Рукх Кхана, с новым сексуальным зарядом, с новыми проявлениями ума и дерзости, намекающими на возможность воссоединения с исчезнувшей частицей самого себя, разделенного либерализацией.

Паромита Вохра, кинематографист.

Источник: http://indianexpress.com/article/entert ... y-2932000/ (перевод LudmilaGros, специально для форума Индия ТВ)

Просмотров: 334 | Добавил: vegainko | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar