1992год. STARDUST

«Да, я высокомерен».

Вытерпит ли промышленность Шахрукх Кхана?

Сможет ли промышленность переварить  высокомерие Шахрукх Кхана?

Ровно год назад. Сентябрь 1991 года. Шахрукх Кхан: «Почему Вы хотите взять у меня интервью? Чего я пока достиг? Я средняя величина (посредственный, никто). Я понимал бы, если бы один из моих фильмов сработал бы (достиг успеха). Вы интересуетесь мной только потому, что я один из больших парней промышленности (киноиндустрии), подобно G. P. Sippy, Raakesh Roshn и Hema Malini отметивших меня. Никто даже не принимает во внимание (не учитывает) мои индивидуальные способности. Может быть этим ребятам удаётся вводить в заблуждение (обманывать). Я могу потерпеть большую неудачу. Десять директоров звонят мне за день не потому, что они заботятся, вздор, о том, какой я актёр, а потому, что эти продюсеры подписали со мной контракт. Это делает меня посмешищем».

Я не мог поверить в это. Я слишком привык к тому, что новые кометы (молодые, начинающие актёры) падают на колени, просто за одно только упоминание в «STARDUST», или даже в многих, менее важных журналах о фильмах. А этот парень получает его не прося об этом, и отказывается!

«Без обид (ничего личного), но я не знаю, как то, что я даю интервью, и позирую для того, что бы меня сфотографировали, становится такой важной частью жизни актёра. Я считаю весь механизм здесь весьма забавный. Если я, как прихвостни (дармоеды) завязываю мои ботинки на шнурки, то я сразу становлюсь мальчиком, похожим на тормознутого идиота, если я даю интервью и позирую для того, что бы меня сфотографировали, то звезда. И наоборот. Я звезда, только если я делаю это дерьмо. Не удивительно, что наименее важным среди факторов карьеры актёра является действие (сама игра, актёрское мастерство). Большинство из них (из актёров) слишком заняты собой. Их гримёрная, это их мир по их меркам прихвостней. Это называют нарциссизмом. Они так сильно влюблены в самих себя, что ощущают себя комфортно только в компании льстецов. Только хвалят и хвалят, и хвалят. Я звезда, я звезда, они как шизофреники, которые контролируют свой имидж для того, что бы люди думали о них. А когда люди перестают думать о них они облажались (терпят неудачу). Актёр, который думал, что он Бог, понимает, что он был только выдумкой (фантазией). Плодом воображения. Реликвией (сувениром), который развратился и облажался на жизненном пути».

Шахрукх, очевидно, не слишком заботился о промышленности (киноиндустрии).

Без проблем. Промышленность о нём заботилась ещё меньше. По её стандартам он был никем. Хуже того, никем во всех отношениях. Без эффекта. Игнорируемый. Как талант без кассовых сборов.

«Это извращённая, однобокая система»

«Ik do filmein chalne do phir dekhna. Ah hi who bachcha hai» (Сейчас у него два фильма, затем посмотрим. Как это остановит этого ребёнка), усмехнулись корифеи высокой культуры кино. Они видели слишком много грехопадений образцов совершенства, слишком много раз. Яд успеха никогда не ослабевал в промышленности. Он истребляет (поглощает) свои жертвы прежде, чем они могут истребить его, смертельное зелье имени и славы. «Весь его идеализм пойдёт к коту под хвост, как только он вкусит успеха. Его кодекс и его этикет растворяться в воздухе. Achche achchon ko theek kar dfya is industry ne (Только лучшие из лучших остаются в промышленности), это лишь вопрос времени».

Всё же не все они были так же великодушны: «Кто он, чёрт возьми, такой, этот Шахрукх Кхан?» Набросилась оскорблённая толпа. «Как он может отказывать таким крупным производителям, как Фероз Кхан и Яш Чопра, и сказать им, что у него нету времени? Этот наглец из ниоткуда не уважает старших. Зачем он здесь, больше бы занимался актёрской работой, чем корректировал крупных режиссеров?»

 

Какой он? Представьте себе, просить полный (готовый) сценарий, прежде чем начать действовать (принимать решение о съёмках). Что он из себя представляет, что бы учить директоров выполнять их работу? Iska kuchch nahin hoga (было бы ничего?), но он сумасшедший парень. Он безумен! Он чудак. Он дерзок. Он груб. Он нахален. Он тщеславный ублюдок (бастард – незаконнорожденный сын, ублюдок).

Он так же независим во взглядах, как и оскорбителен. Настораживает, не так ли? Вы чувствуете, что сокрушены этим насмешливым лицом и вы теряетесь от этого. Повержены огромной смелостью его тщеславия (самомнения).

Киноиндустрия сильна в единообразии и единодушии. Они единодушны в своих мыслях, единодушны в своих убеждениях. Верно. Культ яростно охраняют. Любого рода отклонения не допускаются. Они рассматриваются как нарушения. Непростительным преступлением. Если луч света попадает в свинарник, то он показывает нам грязь. Этот луч оскорбителен и должен быть уничтожен.

Промышленность ждёт…

Годом позже. Сентябрь 1992 года. «Безумная любовь» признаётся суперхитом. Шахрукх Кхан выдерживает яд (пагубное влияние).

Продюсеры добиваются его. Он звезда. Он звезда. Похвалы, похвалы, похвалы. Льстецы расположились близко к его стороне забора (приблизились к его забору?)… а промышленность ждёт. Что Шахрукх поменяет своих лошадей на середине течения. Поскольку для него предстоит ещё длинный путь до берега, в конце концов.

«Я завязываю себе шнурки, если вы это имеете в виду», ухмыляется он, «Я всё ещё настаиваю на том, что бы мне показывали полный сценарий прежде, чем я подпишусь на съёмки фильма. И я до сих пор не поменял своего мнения о выполнении ограниченного количества фильмов в год. Я всё равно не отнимаю время (не встречаюсь) у менее известных продюсеров и отдаю предпочтение крупным продюсерам. И я считаю, что давать интервью не является частью моей работы», улыбнулся Шахрукх Кхан.

«Несущественно. Я хочу сказать, что если кто-то говорит мне, что я должен что-то сделать потому, что все это делают, то я прошу прощения, что не согласен с этим. Или, если это должно иметь важное значение для моей карьеры, то я прошу прощения, но осмелюсь не согласиться. Я не верю, что мне нужно для того, что бы быть хорошим актёром находиться на обложке, или на центральной странице журнала и стоять рядом с женщиной. Я не верю, что если я избил жену или завёл роман на стороне или дразнил собаку, то люди не будут приходить, что бы увидеть мои фильмы. И если люди перестанут приходить, что бы увидеть меня только потому, что я избил свою жену или дразнил собаку, тогда я не настолько хороший актёр, как я думал. Я не заслуживаю того, что бы быть актёром. Я лучше уберусь в таком случае».

«Я думаю, что репутация, которую я приобрёл, быть дыркой в заднице или что-то в этом роде, я обязан журналистам, которым отказался давать интервью. Они не понимают того, что ничего не имею против них лично. Это от того, что в силу принципа я не думаю, что это (давать интервью) часть моей работы».

«Первая статья, которую ты сделал со мной год назад помогла мне жениться на Гаури. Помню, у меня были проблемы. Родители Гаури были против нашего брака. Я не виню их. Я представлял из себя всё то, что родители не желают видеть в муже для своей дочери. Я был начинающий актёр и мусульманин (Гаури индуистка) с репутацией. Но я думаю, что Ваша статья помогла им увидеть меня в другом свете. Я должен сказать Вам за это спасибо, простите, что у меня не было возможности сделать это раньше».

Он выглядит расслабленно и более непринуждённо, чем в прошлый раз, когда я видел его. Гнев, горечь, замешательство, кажется, отступили (ослабели). Похоже, что он успокаивается. «Я не знаю, что Вы имеете в виду». Он посмотрел. «Но да, я определённо более расслаблен и набрался мудрости. Год прошёл быстро. Четыре из пяти моих фильмов близки к завершению. Хороший, плохой, вздорный я делаю свою работу. И я был крайне успешен. Первый релиз фильма «Безумная любовь» имеет огромный успех. И в соответствии с правилами, установленными здесь, успешный фильм является хорошим фильмом. Я не говорю, что «Безумная любовь» нехороший фильм. Но это также и не великий фильм. А под великим фильмом я имею в виду один из тех экспериментальных фильмов (фильм, рассчитанный на подготовленного зрителя, не кассовый). Я имею в виду фильм, сделанный с искренностью, без волнений о его судьбе в кассовых сборах. Я знаю, что много денег вкладывается в создание фильма. Я так же понимаю давление, которое оказывается на производителей, но их целью не должно быть только зарабатывание денег. Вся команда должна работать согласованно (скоординировано). Я не знаю. Может быть у меня слишком сильное чувство к актёрской игре. Может быть я отношусь к этим вещам слишком серьёзно. И в этих условиях я не думаю, соответствую ли я (подхожу, приспособился). Я, конечно, наслаждаюсь успехом фильма «Безумная любовь». Я бы солгал, если бы начал отрицать это. Но я хочу… я не знаю… я не нравлюсь сам себе во всех фильмах. Я испытываю отвращение к самому себе в них. Я переигрываю. Я имею в виду, что иногда роль выглядит иначе на бумаге, а когда доходит до экрана, то очень сильно меняется. Конечно, никто не сможет сказать, какие очертания примет фильм в дальнейшем. Но должны быть применены усилия. Надо получать удовольствие от процесса (создания фильма) больше, чем от результата».

Наслаждаться процессом означает, что все, включая директора по танцам, оператора и мастера по борьбе, должны делать только то, что ты считаешь правильным? Они не имеют права на собственную точку зрения?

«Конечно, при условии, что их точка зрения является действительной», быстро ответил Шахрукх Кхан. «Послушайте, если кто-то приходит и говорит мне, что я должен что-то делать в определённой манере только потому, что в каком-то фильме что-то подобное было уже сделано, и этот фильм стал хитом, то я прошу прощения, не могу воспринять это. Вероятно, я всё же сделаю то, о чём вы попросите меня. М я попытаюсь сделать это превосходно. Но не ждите, что мне это понравится. И давайте, чёрт возьми, действовать в художественной  (свободной, упрощённой) форме. Это креативная работа (творческая, созидательная). Какой смысл делать это, если ваше сердце не лежит к этому?»

«Для меня было важно, что бы фильм «Безумная любовь» был сделан хорошо, и я очень благодарен продюсерам и директору за него. И я люблю тот факт, что люди любят меня. Я не останусь здесь, если я не захочу, что бы люди любили меня. Это даёт сильные эмоции, душевный подъём. Но это всё же не имеет ничего общего с тем, что я думаю о фильме. Я был вынужден пойти на компромисс».

«Вы не  можете меня заставить говорить о том, чего я не чувствую и не говорить о том, что я чувствую. Может быть поэтому меня называют ершистым и высокомерным. И может быть поэтому я чувствую, что никогда не впишусь в существующую схему вещей. Это вздор, с вашего позволения. Когда посредственный продюсер говорит, что он создаёт коммерческий фильм, он в действительности находит предлог для создания заурядного фильма».

«В промышленности есть очень мало людей, которые искренно и целенаправленно работают над тем, что бы создавать хорошие фильмы. И я надеюсь, что смогу работать с ними. Я надеюсь, что смогу работать в атмосфере, где люди так же страстно относятся к своей работе как и я. Где совет не воспринимается как помеха. Где приветствуется здоровое обсуждение. Где у каждого в сердце интерес к фильму, а не к кассовым сборам».

«Я мог бы подписаться на 20 фильмов и заработать много денег и, таким образом, расписать своё время по часам. Не будет ли это так же оправданно, если это всего лишь деньги, которые все хотят заработать? Или вы бы предпочли, что бы я был дерзкис и высокомерным сейчас и отказал продюсерам для того, что бы я мог уделить должное внимание тем фильмам, которые уже имею на руках. Они говорят, что я не уважаю старших. Может быть, я не делаю того, что подразумевает прикасаться к ногам каждого и называть их господами. Или это означает идти к ним в офисы, что бы побездельничать, когда нет работы. У меня есть дела поважнее. Промышленность предпочитает заключать сделки с актёрами, которые требуют 50 сотен тысяч, а затем опаздывают на съёмки на 4 часа. Или же они предпочтут парня, который запрашивает у своего продюсера условную цену, прося его о практическом осуществлении проекта(?)»

«Вся система искривлена. Извращена. И продюсеры являются частью этой системы. Когда они приходят к вам, они взволнованы. «Дайте нам только два, два дня и месяц. Мы справимся». Но работа никогда не сделана. И такая договорённость, как эта, никогда не может встать во главе.  Постепенно, продюсер становится более жадным. Он хочет закончить фильм быстрее, так что в итоге просит других продюсеров внести коррективы. И кто страдает? Актёр. Он должен работать круглосуточно, потому что декорации продюсера «А» ещё развешены, а начинает уже съёмки  продюсер «В». И кто получит плохую репутацию? Актёр, тот, кто работает как собака. Тот, который работал всю ночь над одной серией кадров и вынужден на следующее утро обращаться для съёмок к следующему продюсеру, что бы завершить свою часть работы. Продюсеры потом забывают, что они должны были «управлять» в то время, которое было им дано».

«Конечно, я понимаю, что на них оказывают давление. И я ещё не достиг того уровня, что бы сказать «к чёрту это, пусть продюсер потеряет свои деньги!». Я тревожусь, когда случаются такие вещи. Я знаю, что продюсеры фильма «Безумная любовь» потеряли деньги, но они должны были быть немного более организованными. Я чувствую себя очень виноватым. И я не хочу быть виноватым снова. Я не собираюсь так работать. Я не могу делать двойную смену и тому подобное дерьмо (вздор, чушь, дрянь). И более важным, чем всё остальное, я считаю время, которое мне нужно для себя. Мне нужно много пространства (места)».

«После шести лет, после того, как я заработал деньги, снимаясь в фильмах, после того, как я забросил мою семью, мою жену и моих детей, я не хочу встать однажды утром и сказать: «Сейчас я иду делать только выборочные фильмы. Я собираюсь уделить больше времени моей семье. Я упустил то, как растут мои дети. Я упустил это из-за моей карьеры. Теперь я буду делать только значимые и выборочные фильмы и сконцентрируюсь на своей семье». Я не хочу делать такие идиотские заявления спустя шесть лет. Почему я должен это сейчас? Почему что-то должно мешать мне в моей жизни жить так, как я действительно хочу?»

«Я дома после шести, когда я не снимаюсь ночью. И дома я не говорю о работе. Прекращаю (работать) и я дома со своей женой. Когда я дома, трубка телефона отключена. Я не хожу на заседания (смены) по воскресеньям. Моя жена приходит домой первой. И я могу сказать вам больше, что если когда-нибудь меня попросят сделать выбор между моей карьерой и Гаури, я оставлю фильмы (уйду из кино). Это очень стандартно говорить, что я люблю её. Это не то, как если бы она порезала свой палец и я раболепствовал перед ней. Это не так. Я не могу объяснить это… у меня нет никого… у меня нет родителей… у меня нет никого кроме неё и моей сестры. Я имею в виду, что здесь, в Бомбее, она мой единственный близкий человек. Я думаю, что более сильной, чем любовь к ней, является моя эгоистичная необходимость в ней. Я нуждаюсь в ней. Я имею в виду, что мог бы стать безумным, но для неё. Она единственная, кто у меня есть….»

«Она уезжала за последние десять дней, и я был как безумный без неё. Я не знал, что делать в доме. Я бодрствую до самого утра. А ночью, когда она возвращалась назад, было ещё хуже. Самолёт был в три часа утра и я два часа сидел в аэропорту, ожидая его. Я всё смотрел на самолёты и воображал аварии, и что, если самолёт, на котором летит Гаури, разбился… Я потерял своих родителей слишком рано, и потому я так параноидально отношусь к потери Гаури. Она мой единственный близкий человек… вы понимаете меня?»

«Вот почему она так собственнически ко мне относится. Она знает, что я прошёл через дерьмо и, что я могу потерять голову (свихнуться). Я не имею любовной связи… что является немаловажным. Я никогда не позволю такому соблазну встать на моём пути. И это не будет даже искушением. В этом я совершенно нормален. Физические отношения меня не интересуют. Я не прихожу в возбуждение от наготы. И не смотря на это – я очень сильно люблю Гаури. Это не та любовь, которую все называют «любовью». Я не знаю, могу ли я считать это чувством, но только она является постоянным фактором в моей жизни. И я ничего не могу делать без неё. Я весьма эксцентричный парень по манере поведения, трудный человек, дерзкий высокомерный ублюдок, но она единственный человек, который держит меня за мои яйца».

«Может быть я очень эгоистичный. Но с ней у меня нереальность (небытиё, вроде как он под кайфом). Для начала, я совершенно бескорыстен… и кроме всего прочего… я люблю её тело. Я пойман ею на крючок (она подцепила меня). Я думаю, что я больше тянусь к ней, чем она может быть со мной. Не в плане того, что с кем она говорит, что она делает, куда она собирается идти, или что она носит…»

«Некоторые журналы пишут о миниюбках Гаури. Большое дело, если моя жена носит миниюбки. Если ей нравится, она будет ходить обнажённой, так как это касается только меня – актёра Шахрукх Кхана. Это то, что я имею в виду, когда говорю о тех некоторых клоунах из прессы. Я не прошу вас об одолжении, так что оставьте меня в покое.  Вы можете делать всё, что вам нравится с такими людьми, которые бегают в погоне за рекламой. Такие отношения называются брать и давать.Но я не ищу отношений с прессой. Какого чёрта она крутится вокруг меня. Кто-то ещё что-то намекнул о моей гомосексуальности. Это смешно».

«А Вы?» Спросил я.

«Я что?» Ответил он. «Гомосексуал ли я? Нет, я не гомосексуал», он засмеялся. «На мой вкус мужской зад слишком волосатый. Сама идея является омерзительной. Это ещё один плод очень богатого воображения журналистов. Они писали о Гаури, что она не допускает Вивека Васвани в дом и тому подобную чушь. Это всё вздор. Они сказали, что Вивек говорит, что он кормит меня, мою жену и мою собаку. Я не думаю, что Вивек будет говорить такое (даже если он много говорит). Но, даже если он и говорил, то да, он кормил меня, когда я был ещё новичком в Бомбее (имеет в виду время, когда он только приехал в Бомбей), и жил с ним. И он кормил мою собаку пару раз. Так что он прав».

«Но Вивек не вмешивается в мои профессиональные решения. Я скажу ему «иди к чёрту», даже если он попытается. Да, как друзья, мы можем поспорить иногда, но это на личном уровне. На профессиональном фронте всё по другому. Он говорит, что хочет начать снимать фильм со мной, а я говорю, что ему придётся подождать до Мая и я снимусь в его фильме, если мы договоримся о цене, сроках и сценарии. Вот как это происходит».

«Я знаю, что многие люди ждут падения (неудачи) с моей стороны. Но я придерживаюсь большинства вещей, в которые я верил раньше и верю до сих пор. И именно так оно и будет. Я пришёл с большим самоуважением и мне жаль, что я могу расстаться с ним. Я встревожен, дерьмово, если люди принимают моё чувство собственного достоинства за высокомерие. И если иметь убеждения считается высокомерием, то да – я высокомерен».

«Может быть я буду рассуждать (объявлять) иначе несколько лет спустя. Может быть я научусь идти на компромиссы. Я не знаю. Может быть промышленность докажет свою правоту. Может быть я сделаю только один чудесный фильм, а все остальные, возможно, будут из разряда дерьмовых фильмов. Но если это произойдёт, это будет очень грустно. Я предпочёл бы быть высокомерным, чем корыстным».

Но система не сильнее своего слабого звена (своих слабостей). Промышленность видит силу ценностей принимая поражение. Это смотрелось в ликовании, ещё и ещё один кусочек шума (денег?). Это воображаемый мир; где отполированный медный грош обрести более достойно, чем шероховатое (грубое) золото. Но не уходите. Не живите, говоря, что вы не старались. Вы сказали, надо получать удовольствие от процесса больше, чем от результата. Не имеет значения, что они его уничтожат. Имеет значение то, что он существовал.

Ниши Прем.

 

Перевод @vegainko (Татьяна) 

Материал: STARDUST 1992