Главная » 2015 » Октябрь » 9 » Шах Рукх Кхан и Амир Кхан: обзор в журнале FilmFear Февраль 1997 года
17:42
Шах Рукх Кхан и Амир Кхан: обзор в журнале FilmFear Февраль 1997 года

Шах Рукх Кхан

FilmFear Февраль 1997 года

Для просмотра изображения в полный размер открывать в новом окне.

Противоположности притягиваются… кинозрители. Индивидуально (по отдельности) они удивительно разные – как земля и огонь. Взятые вместе они отражают многое из нового и лучшего в индийском кино 1990-х годов.

По счастливой случайности оба они молоды и по природе своей уверенно чувствуют себя обременёнными длинной тенью Амитабха Баччана. Их инновационность и уверенность в себе помогли совершить прыжок (вырваться) индийскому кино из депрессивного состояния в конце 80-х.

Теперь они идут полным ходом к перестройке киноиндустрии на своих условиях. Но оба они в возрасте 31 года стоят перед своей собственной делеммой (выбором). Насколько (как сильно) они хотят быть теперь смелы и изобретательны, когда они оставили свой след – теперь, когда они сделали карьеру?

Они сделали карьеру каждый своим способом! Аамир Кхан с прилежным вниманием к деталям и пристрастием к негромкой (тихой) речи (стиль разговора, диалога); Шахрукх Кхан с неугомонной энергией, яростными эмоциями и врождённой любовью к сложностям и любопытством. Каждый испытывал (подвергал риску) свои собственные силы, но и не «всесторонне» (всесторонне развитый человек), всё же.

На самом деле к ним хорошо подходят спортивные метафоры – и не только потому, что каждый из них замечательный спортсмен. Аамир имеет темперамент и талант рассудительного, квалифицированного, упорно движущегося к своей цели спортсмена. Его духовная подготовка и увлечённость являются не только источником небольшого  количества ошибок, но и ограничивают реальные шансы, которые он получает.

 

Шахрукх гораздо больше подходит под определение «естественный» - одарённый, но с дикостью, прирождённый драматический актёр и обладающий магическим (тайным) мастерством, которое полностью не измерить не проконтролировать. Шахрукх способен потрясти аудиторию и удивить даже самого себя, но в равной степени способен и глубоко разочаровать всех заинтересованных. Аамир – устойчивый; Шахрукх – изменчивый.

Спортсмены и артисты, которые долго находятся у власти (на вершине) обычно дополняют  врождённые сильные стороны приобретёнными навыками (постоянно развиваются, учатся). Конечно, успех позволяет на некоторое время плавать по одному маршруту (идти одним путём) и повторять то, что уже работало – второстепенное производство, но требующее корректировки. Это потрясающе хорошо работало для Амитабха, которому удалось сделать невероятную карьеру именно через эту формулу. Но это теперь новый и дивный мир – масса (очень большое количество) конкуренции и аудитория и промышленность в потоке. Только год оставался до релиза фильмов Jo Jeeta Wohi Sikandar и Hum Hain Rahi Ryar Ke, но спустя 15 лет мы видим, как отличаются их характеры. Возможно, что  Аамир уже слишком взрослый, что бы играть неопытного мальчика, который проявлялся (начинать, восходить) в случае с фильмом jo jeeta… и слишком молодым, что бы его могли взять на роль отца в Hum Nain… Аамир не давит и не переигрывает. Его естественность, его мастерство в мелочах и его лёгкость в выборе времени даёт его фильмам твёрдое место. Характеры его героев – и это является виртуальной постоянной в его фильмах – имеют непосредственное доверие и одобрение.

Но Hum Nain мы… также предполагаем проблему, которая имеет тенденцию к активизации в последующие годы. Сдержанность Аамира, точно неизгладимая черта, заставляет его исчезнуть (потеряться) в его фильмах. Джухи Чавла - с её самоуверенностью и живой (весёлой) натурой – полностью завладевает вниманием и сердцами аудитории в Hum Nain.

Аамир должен соответствовать её эмоциональной энергии что бы сбалансировать фильм, но он не делает этого.

Разнообразие, которое требуется от его роли в фильме Dil подтверждает линию поведения аамира и его сильные стороны, но так же подтверждает, что целеустремлённость не всегда является добродетелью. Есть соблазн проэкстраполировать от мстительного от мстительного преследователя героя Аамира, Вадхури Диксита в Dil, до того, что могло бы произойти, если бы он сыграл роль преследователя в Darr.

Аамир фиксирует свирепый взгляд и неразбавленный гнев в течении короткого времени в интенсивной сцене в Dil, но резко меняется. Остаётся на удивление неприятное впечатление. Производитель предполагает чистую месть (абсолютную, человек, посвятивший себя только мести), неуёмную боль или неуязвимость.

Какие бы не были концепции у Яша Чопры для Darr, снятая версия фильма содержит двойственность характеров. Санни Деол, который, как правило, играет бесспорного мужа (герой), но не совсем обнадёживающего героя. Покровительствующий мачо, который имеет две грани, и, кажется, больше интересуется своим собственным эго, чем своей любовью и Джухи Чавла.

Наоборот (в противоположность), Шахрукх Кхан, который кажется пугающим, если не вызывающим презрение злодеем, и, что гораздо более тревожно – он пугающий и отзывчивый. Замените на Аамира и вы получите ни чуть не менее напряжённый фильм, но гораздо менее сложный и нравственно однозначный.

Целеустремлённость Аамира лучше служит ему в Raaкh и Aatank Hi Aatank, хотя ни один из этих фильмов не сослужил ему хорошую службу (Raaкh слишком безжалостно угрюм, а Aatank Hi Aatank является несчастным сочетанием притворства и жестикуляции).

В Aatank Hi Aatank Аамир не менее как символ неограниченной власти и хладнокровия, когда превращается в Майкла Карлеоне. Зачёсанные назад волосы являются ошибкой – они предают ему вид сумасшедшего денди – но правда, свирепого.

К 1995 году задумчивость, кажется, влилась в работу Аамира. Тёплые, живые, привлекательные качества его ранних выступлений начинают отступать, сменяясь на нечто холодное и более отдалённое.

Размах (масштаб) его выступлений как всегда безошибочно благополучен. Он остаётся, без вопросов, установителем стандартов среди молодых актёров.

Но улыбка Аамира, когда-то мальчишеская и призывно застенчивая, сейчас, похоже, прошла через две трети своего пути – как будто отстранённая и с какой-то секретной грустью.

Возможно, что это всего лишь ничего не значащие определения. Спустя два года Аамир необыкновенно расширил свой коммерческий диапазон….

 

Шахрукх Кхан

Итак  устанавливаем.

Конечно, это редкая душевность, которая отсутствует в спектаклях Шахрукх Кхана. Изменчивость эго Аамира Кхана является скорее чёткой (наглой, храброй), чем решительной, скорее настойчивой, чем обдуманной и скорее полна энтузиазма, чем сдержанна. Всегда скорее больше, нежели меньше.

Яркий дебют Шахрукх Кхана в фильме «Безумная любовь» перевернул взгляды (заставил посмотреть на него по-другому). Уровень энергии так резко поднялся с его приходом, что это было подобно «наркотику» - вы реально можете чувствовать его кожей. И он пришёл с на удивление полным комплектом – ум, грация, чуткость, страсть и уверенность. Здесь почти в каждом элементе его последних выступлений заметно прохождение  его эмоциональной зрелости, которая сделала внезапным его появление в  «Непохищенной невесте». Это и хорошая новость и плохая.

Шахрукх может очень разочаровать зрителя, который тянется к его явному (открытому) таланту (дару), но всё больше теряет терпение, или отгораживается из-за его баловства. Шахрукх чётко осознаёт, что его энергия является сравнительным преимуществом. Но она так же является одновременно неистребимой привычкой. Вопрос даже не в том, что он может сделать на этом сборы (кассовые сборы), а в том, действительно ли он этого хочет? Сейчас это для него является, своего рода, защитой (защитной оболочкой). Когда на него всё время давят или сомневаются в нём, то он просто усиливает интенсивность (в работе). Это короткий путь, старый способ социальной защиты (лучшая защита – это нападение… прим.автора).  И он использовал его за последнее время чертовски много раз.

Энергия Шахрукха наиболее сфокусирована и целенаправленна на его ранние фильмы, где она была в наивысшей степени неотъемлемой частью его героя и, безусловно, оказывала поддержку (являлась стержнем самого характера героя). Его характер влюблённого героя  в «Безумной любви» и стремящегося к успеху инженера Раджу в фильме «Раджу Джентельмен» подпитываются навязчивой и нервной энергией Шахрукха.

Его роль счастливца в фильме «Сезон любви», однако, в значительной степени, чужда ему. Это не добавляет накала страсти; это начало пути в производительности прекрасных вещей. Зрители тщательно просеивают сквозь своё постоянное внимание, что бы добраться до сути (истинного смысла).

Что говорить, конечно, «Сезон любви»… чудо производства. Он как раз был выпущен в Мировом масштабе.  Обезоруживающая открытость и верный покоритель сердец, Шахрукх, наглядно демонстрирует нечто, что ранее проявлял в «Раджу джентельмен». Его герои могут быть эгоистичными; манипулятивными и неправдоподобными, но они будут прощены.

Эта ли его знаменитая энергия, внутренняя чистота или просто привлекательность, для любых актёров – комплементы зрителей – дают много места, что бы определить плохое или хорошее в их характеристике (оценка зрителем актёрского мастерства и таланта происходит по их аплодисментам).

Шахрукх, конечно, прошёл тест, несмотря на то, что многие нерадивые зрители оскорбляли его. В быстрой последовательности он сделал “Baazigar” “Darr” и “Anjaam”. В процессе (своей работы) он перекроил границы для героев Индийских фильмов.

 

В “Baazigar” и “Darr”, по крайней мере, он тщательно культивирует страдание и положительное ядро своих героев. Они остались имеющими недостатки, отзывчивыми людьми, которые делали ужасные вещи.

Мотивацией “Baazigar”  является подозрение, случайно перекликающееся с темой мести Американского фильма «Поцелуй перед смертью»; как и в США, так и эта версия основана на разочаровании социального класса и тёмной стороной Американской мечты.

“Darr” более прочен по своей структуре и мотивации, и сама история позволяет более широко использовать сложную по своей структуре эмоциональность Шахрукха. В любой момент времени имеется две, а чаще и более, разнородных сильных эмоции вокруг личности Шахрукха на экране. Этот общедоступный эмоциональный интерьер довольно сильно ощущается с комфортом и вызывает любопытство. В любом случае, когда он действует не механически (не просто заученно отыгрывает роль как мвшина), он даёт эмоциям много свободы.

 

В “Darr” он является одновременно эмоционально больным юношей и крайне  опасным взрослым. Никогда не оправдывается или считает не полноценным другого. Постоянное напряжение внутри характера героя никогда, так же, полностью составить зрителю своего мнения. Не забывайте про бурный эпилог в конце фильма. Никто не уходил, посмотрев “Darr”, не испытав чувства любви и одержимости.

На данный момент «Непохищенная невеста» (DDLJ) предлагает наиболее пригодную меру того, на какой стадии Шахрукх находится как актёр. Он (фильм) является сборником возможностей (перспектив) и вредных привычек. Особый восторг в фильме вызывает то, что каждый персонаж немного растёт (развивается), но более всех Радж Шахрукха. Он эволюционирует от самодовольного засранца до преданного влюблённого, который любит с теплом, убедительностью и трогательностью. Но там есть временами места, где Шахрукх переигрывает – без особой необходимости груб, криклив и сильно манерен, что делает порой Раджа (особенно в начале) похожим на персонаж из мультфильма. Ммммм. У кого-нибудь есть валиум для этого парня?

Шахрукх никогда не делает одно дело там, где можно сделать десять. Никогда не будет действовать стандартно, если может преувеличить. Эффектом всего этого для зрителя является опустошение и отвлечение внимания. Это заставляет вас тосковать по сильному действию – простому, чистому и прямому.

И затем, охххх – «Непохищенная невеста» заканчивается дракой. Такой конец фильма был сделан по настоянию Шахрукха (как он признался в интервью), и это являлось огромной ошибкой, которая росла и становилась всё более очевидной, резкой и болезненной с каждым просмотром. Сцены борьбы пользуются успехом в аспекте фильма и частности – персонажа. Это как мощный аргумент, который вам может когда-нибудь понадобиться для противодействия самопоглощения здравого смысла звезды.

Более чем Аамир Кхан и другие его сверстники, Шахрукх культивирует физические и физиологические детали в своих киносценах. Он сделал вывод, что одежда характерная для хиппи – как в хип-хоп – не подходит или слишком яркая для Болливуда. Аамир может иметь поднятым воротник, закатанные рукава, затянутые поясом штаны – но это основное направление стиля Шахрукха. Но Шахрукх знает (и знает, что он знает), как использовать одежду эффектно. Что большая рубашка с манжетами и воротником нараспашку, которая сползает по его спине, усиливает акцент на его бедственное положение в сцене в тюрьме в «Срфьфелфк». А костюм «без рубашки» в «Бог знает» волнует (в сексуальном плане). С одним этим элементом он наглядно демонстрирует богатство и власть, которые вступают в противоречие с примитивной бравадой беспризорника.

Все эти стили и позёрство вряд ли подходят герою экрана. Обычно герой расправляется с десятком злодеев, в то время как на его голове вряд ли шевельнутся волосы. Но только не Шахрукх. Нанесение режущих ран Дивье Бхарати в его драках ы «Безумной любви» и сильное жестокое избиение в «Раджу джентельмен» это только начало. В боли Шахрукх находит большой путь. Его герои выживают, но не побеждают. Успех Шахрукха позволяет ему не отказывать себе в удовольствии проявлять свой вкус к боли. Есть место в “Baazigar”, где много крови, стекла и летящей воды, и избиение получается гораздо дольше и более злобное, чем в “Darr”.

Смысл всего этого пока, правда, не совсем понятен в «Бог знает» и “Chaahat” /

В «Бог знает» присутствует ключевое противостояние между Шахрукхом и, которого только что арестовали и его главным мстителем. Сцена является односторонней и дикой, но не это главное. Сцена демонстрирует неповиновение, а не поражение. Герои Шахрукха терпят (боль); они отказываются проигрывать. Одержимость сейчас является опасным полигоном и без каких-либо признаков ослабления и без какого-либо контроля, который направлял бы тёмную энергию в нечто более конструктивное 9понятное) для актёра и зрителей.

«Бог знает» получил несколько поклонников среди критиков. Всё, что есть в фильме – это путь наверх. Это я вляется чрезмерно возмутительно превосходным. Но больше, чем всё остальное, герои интригуют своим гневом, даже, если он является частью Джимми Кагнея (ремейк классического фильма 1930 г. «Ангелы с тёмными лицами») и частью адреналином.

Бешеный темп фильма мог бы сработать лучше, если бы остальная часть фильма была в противовес спокойной (а он, к сожалению, инфицирован бешеной энергией Шахрукха) и Шахрукх дал своему герою больше, чем один привод (передачу). Тем не менее, полностью открытое саморазрушение является таким бессовестным, что трудно не проникнуться невольным уважением к его полностью связанной внутренней логике.

Можно подумать, что фильм «Бог знает» привлекает нас всех при помощи заклинаний (заколдовал), которые являются частью демонической сущности Шахрукха.

Но не… «Chaahat»  берёт короткую вызывающую сцену в «Бог знает» и строит из этого то, что ощущается как финал из трёх частей. Так и тянет к тому, что бы прочитать в этом факте об ошибочном психоанализе – о золоте и о всепоглощающем наказании, которые осуществляют контроль над событиями. Но суть фильма для аудитории остаётся в более грубой форме кровопускания. Насилие устанавливает новые стандарты, вводя всех в уныние.

Избыток всегда является рискованным делом. Для зрителей, эта опасность состоит в том, что чувства будут притуплены. Для актёра – в том, что он балансирует на опасной пародии. В какой момент актёр перестанет быть надёжным? SRK тоже будет протестирован временем. Доверится ли он зрителю, что бы они приняли его в более спокойной имплозивной роли? Доверит ли он сам себе предстать хорошим (положительным героем), без привлекающих внимание выходок?

Постепенно, для актёров становится проще (и приятнее) расходовать свою энергию, чем аудитории её обрабатывать (воспринимать). После определённой точки, гиперактивность актёров начинает действовать на нервы людей. Шахрукху очень повезло с выборами. Захочет ли он их реализовать.

 

Заглядывая в будущее

Замечательный, сводящий с ума успех всегда таит в себе опасность. Он редко оставляет в вас желание расширять диапазон (знаний, умения) или долго готовиться к выступлению для вашей аудитории.

Аамир и Шахрукх находятся в крайне пьянящих, но трудных  моментах. Аамир взял на себя обязательство делать меньше по количеству, но более качественные фильмы. Это принесло свои плоды со стороны коммерции. “Raja Hindustani” имел ослепительный успех. Но где большая глубина и богатый характер, который вы ожидаете от добавления времени и внимания (к производству фильма)? Где добавление стоимости?

Выполняя большой объём работы, Шахрукх поднимает страшное количество фильмов, вытесняя качество, в манера игры повторяется из-за явного недостатка времени для работы над персонажами. Будет ли его ненасытное любопытство – вызывавшее риск в прошлом – продолжать в том же духе? Будет ли его любовь к его собственной энергии не давать ему разрабатывать более трудные задачи на экране, созревая эмоционально?

Будет ли Аамир Кхан, который иногда кажется актёром, который находится в поиске необходимого для карьеры актёра характера, выдвигать себя для работы над более высоко эмоциональной картиной? Будет ли Шахрукх, который часто кажется, заинтересован в драматических маниакальных отыгрышах, искать модуляции и ясность, так как он должен использовать свой драматический и комический потенциал.

Будут ли они оба искать прочный материал и вдохновение в нужном для них направлении? И когда они найдут это, смогут ли они наложить потребности суперзвезды на потребности характера? Либо взять под свой собственный контроль судьбу отрасли и внести реальные изменения в фильмы Бомбея?

Оба должны пойти на риски, разные риски. Какой риск для Аамира – это отпустить частично контроль и изучение неизведанной территории эмоциональности – того, что является второй натурой Шахрукха. А что являетсяриском для Шахрукха – падение маниакальности и начать работать более аккуратно в жизни – что рефлексивно для Аамира.

У обоих есть способности, что бы быть универсальными. Но будут ли они? Здесь нет хрустальных шаров. Мы можем только ждать… смотреть… и надеяться.

 

Шила Нахим.

 

Перевод: Vegainko (Simanovich Tatiana)

Материал - сканки

Просмотров: 767 | Добавил: vegainko | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar