Главная » 2021 » Декабрь » 28 » Пески времени: Встреча Шах Рукх Кхана с Федором Достоевским.
15:17
Пески времени: Встреча Шах Рукх Кхана с Федором Достоевским.

Пески времени: Встреча Шах Рукх Кхана с Федором Достоевским. 
 
Когда-то Шах Рукх Кхан был далеко не тем королем романтики, которого мы знаем и любим. В третьей части цикла "Пески времени" писатель Амбориш Ройчудхури рассказывает о том времени, когда Шах Рукх Кхан работал с Мани Каулом. 
 
"Я всегда чувствовал, что Годар снимает кино, в котором время бежит быстрее, чем в обычной жизни. Мне же хотелось его замедлить. Предположим, гуава неподвижно лежит на неподвижном столе, и на нее направлен фокус неподвижной камеры - тогда единственное, что там движется, это время. Как только появляется движение, само время уходит на второй план." - Мани Каул. 
 
Отец Шах Рукх Кхана был родом из того же района - сейчас он находится в Пакистане - что и Дилип Кумар и Радж Капур. Он в буквальном смысле является "рынком легенд". Этим трем мужчинам было суждено сформировать современное повествование на субконтиненте, как никому прежде, и это поражает воображение. Много лет спустя Меер Тадж Мохаммад подарил своему сыну, маленькому Шах Рукху, книгу русского писателя Федора Достоевского. Книга называлась "Идиот". 
 
Это были 80-е годы, сумасшедший период, когда Индия постепенно избавлялась от оков своего прошлого и делала первые шаги к глобальному будущему. В пригороде южного Дели компания непоседливых и энергичных молодых людей собралась вместе, чтобы заниматься театром. Среди них был юноша по имени Манодж Баджпай. Устав от того, что Национальная школа драмы три раза подряд отказывала ему в приеме, Манодж обратился в театральную группу Барри Джона, чтобы отточить свои способности. Много лет спустя в одном из интервью Манодж с теплотой рассказывал о своем коллеге из киноиндустрии, с которым ездил в автомобиле Maruti (что, говоря языком 80-х, было самым шикарным транспортом для молодого человека из среднего класса), и который водил его на дискотеку в "Тадж" - они также делились сигаретой или двумя, а когда сигареты заканчивались, в ход шли даже биди*. Этот молодой коллега Маноджа, учившийся вместе с ним актерскому мастерству у маститого Барри Джона, вероятно, не пробовал биди уже более четверти века или даже больше. Его зовут Шах Рукх Кхан. 
 
Барри Джон, приехавший в Индию в эпоху расцвета движения хиппи, проповедующего идею силы цветов, в начале 70-х годов создал Theatre Action Group. Он собрал разношерстную группу молодых людей, проводил с ними семинары и ставил спектакли везде, где только можно: в школах, колледжах, общежитиях, на молодежных фестивалях - главное, найти импровизированную сцену. Студия существовала уже около десяти лет, когда пути Барри и Шах Рукха пересеклись. Шах Рукх Кхан выступал на сцене и вне ее еще в школьные годы. Это продолжилось, когда он учился в колледже. Кроме всего, театр был отличным местом для знакомства с девушками, когда было довольно мало мест, где можно было начать романтические отношения, а до появления Tinder** было еще тридцать лет. Сейчас неизвестно, участвовал ли молодой мистер Кхан в мюзикле "Энни, возьми ружье" со студентами колледжа Леди Шри Рам, чтобы набрать очки у дам или все-таки чтобы удовлетворить свою страсть к актерству... но можно пофантазировать. Во всяком случае, именно во время постановки этого мюзикла Шах Рукх оказался в составе труппы. 
 
Вместе с ним в студию пришли его друзья, Бенни Томас и Дивия Шет. Барри не верил в обучение своих протеже. Его работа заключалась в том, чтобы позволить им делать то, что они хотят, и только затем проявить свое лидерство, чтобы обуздать или слегка подтолкнуть. Это была прекрасная возможность для Шах Рукха, когда бурлящая энергия, живущая внутри него, пыталась вырваться наружу. Он носился по сцене с полной отдачей, играя главные роли в таких пьесах, как "Старый король Коул" и "Невероятное исчезновение". 
 
Часто он участвовал в так называемых комедиях положений, которые подразумевали падения на сцене, пощечины, пинки и толчки своих партнеров, чтобы вызвать смех у зрителей, среди которых нередко были школьники. Но были и более серьезные постановки, например, "Чья это жизнь?" Брайана Кларка, в которой поднималась тема эвтаназии. И даже в те ранние дни Шах Рукх Кхан был настоящей звездой. На таких скромных площадках, как театральная сцена, он находил способы быть ярким, сверкающим и звонким, а не поверхностным или легкомысленным. Как и большинство юношей из южного Дели, Шах Рукх был начитанным, умел хорошо выражать свои мысли и имел склонность к искусству. 
 
Команду театральной студии пригласили для участия в фильме под названием "In Which Annie Gives It Those Ones", режиссером которого был Прадип Кишен, знавший группу и ее наставника. Однако, ни одна из главных ролей не отвечала стилю чудака Шах Рукх Кхана, и он довольствовался эпизодической ролью гея-старшеклассника. Немного позже пришло телевидение, и Кхан получил первый проблеск звездной славы в телесериале "Fauji". Именно тогда сумасшедший гений по имени Мани Каул обратил на него внимание. Мани увидел в Шах Рукхе - по его собственным словам - "странную смесь красоты и уродства". В голосе Кхана он обнаружил "невысказанный ропот". В то время он задумал экранизацию на хинди и урду культового романа Достоевского "Идиот". 
 
Мани Каул был многосторонним мастером, не похожим ни на какого другого в индийском кино. Ученик легендарного Ритвика Гхатака, Каул был, пожалуй, одним из самых бескомпромиссных режиссеров, когда-либо созданных этой страной. Его работы представляли собой кино в его истинном, неразбавленном виде. Непреклонный в своем исследовании человеческого "я", покоя, тишины и общей музыки вселенной, кинематограф Мани Каула восходил к древнеиндийским религиозным трактатам и их многогранным пластам. И именно это чувство он соединил с романом Достоевского, когда задумал "Ahmaq" на основе "Идиота". 
 
Никто в здравом уме не назовет Шах Рукх Кхана интеллектуалом, да и сам он не согласится с таким эпитетом. Но у него никогда не было недостатка ума и эмоциональности. Он добился определенного успеха на телевидении, а популярное в то время кино на хинди было слишком низкопробным и поверхностным, чтобы он мог в нем сниматься. Он решил строить свою карьеру на телевидении. Платформа процветала, а Doordarshan, национальный канал, как никогда раньше (или с тех пор) поощрял свежие таланты. Кроме того, его подруга не очень хотела, чтобы ее ухажер расхаживал под деревьями в безвкусных костюмах. Поэтому мысли о большом кино на хинди были под запретом - по крайней мере, до того момента в его жизни. Но Мани Каул не был типичным хинди-режиссером, и роль, которую предложили Шах Рукху, была захватывающей. Кроме того, он помнил историю с книгой, по сюжету которой был создан "Ahmaq". 
 
Шах Рукх играл Рагхуджана, индийскую версию Рогожина, одного из культовых злодеев мировой литературы. Это была его первая "отрицательная роль", так сказать, содержащая в себе черты некоторых других злодеев, которых ему суждено было сыграть. Рагхуджан был одержимым любовником, другом, превратившимся во врага, и, в конце концов, хладнокровным убийцей, который после страшного преступления задается жутким вопросом, почему из глубокой ножевой раны проливается так мало крови. Хотя их чувства и мировоззрение различались, как вода и огонь, Шах Рукх Кхан и Мани Каул, придерживающиеся своих собственных стилей, нашли способ работать вместе. Фильм так и не вышел в широкий прокат, но, в конце концов, был показан на канале Doordarshan в начале 90-х годов. 
 
Шах Рукх больше никогда не вернется к Достоевскому, Мани Каулу и чему-то подобному, сегодня он не считает хинди-кино недостойным своего присутствия. Фактически, он стал непоколебимым символом Болливуда, его самым ярким маяком. 
 
Источник: https://www.outlookindia.com/website/st ... sky/405760 (перевод LudmilaGros, специально для форума "Индийское кино") 
 
*биди — индийские сигареты без никотина, в состав которых не входит табак. Индусы считают их "сигаретами для бедных", так как они представляют собой небольшие самокрутки. 
 
**Tinder — популярное приложение для мобильных платформ Android и Apple iOS, предназначенное для романтических знакомств в соответствии с заданными параметрами и с учётом геолокации.

Просмотров: 186 | Добавил: vegainko | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar